Культура с доСТАВКОЙ на дом. Китай — Америка

konfucijКто хочет поспорить с этим утверждением?

Когда государство делает в своей внутренней политике ставку на культуру и образование – это беспроигрышный вариант. Выигрывают все. Процветают люди. Процветает страна.

Вряд ли найдется такой человек, который скажет, что это не логично.

Именно по такому пути решил пойти Китай, выстраивая свою стратегию «мягкой силы».

В марте 2011 года на пленуме ЦК КПК был принят пятилетний план, важную часть в котором занимает задача возрождения китайской культуры и приобретение Китаем статуса Глобальной державы.

Цели:

  • Превращение культурной индустрии в опорную отрасль китайской экономики

 

  • Усиление международной конкурентоспособности и привлекательности китайской культуры

 

  • Развитие культуры на высоком уровне на новом историческом этапе

 

  • Превращение Китая в могущественное культурное государство.

В основу новой стратегии положен принцип: «Человек- основа всего».

Конкретные задачи для реализации этих целей выдвигаются серьезные:

Создание системы развития человеческих ресурсов: стимулирование творчества, реальная реализация талантов каждого человека, предоставление социальных гарантий специалистам, инвестиции в человеческие ресурсы, создание условий для работы «надеждам нации», подготовка технических кадров для обеспечения высокого уровня развития инноваций и технологий. всестороннее развитие личности и т.д., и т.д. и т.д.

Квинтэссенция новой социокультурной политики Китая построения социализма с «китайским лицом» выражается в словах Ху Цзиньтао: (На 18 съезде имя Ху Цзиньтао было внесено в Устав КПК в качестве главного представителя китайских коммунистов со времени XVI съезда КПК, соответственно, после Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя)

«Материальная бедность – не социализм, духовная пустота — тоже не социализм. Качества людей являются продуктом истории, вместе с тем они оказывают огромное влияние на историю. Никогда нельзя жертвовать духовной цивилизацией, чтобы временно добиться экономического развития».

Чэнь Шаофэн (профессор Пекинского университета) в одном из фундаментальных исследований также утверждает, что именно культура и ее ценности являются общественным источником инновационного качества управления, его движущей силой в развитии бизнеса и экономики любого государства.

Так откуда течет водичка? Источников – 3

Источник 1 – культурные ценности, которыми государство руководствуется внутри страны. Они повышают ее престиж, что несомненно ведет к достижению внешнеполитических целей.

Источник 2 — пропаганда ценностных элементов культуры. Чем сильнее государство привлекает своими идеалами и ценностями, тем выше его удельный вес в геополитике.

Источник 3 – внешняя политика или культурная дипломатия для привлечения на свою сторону другие страны.

Посмотрим на источник №3. Совсем маленькая толика статистики.

 

  • 120 тысяч китайских специалистов было подготовлено для развивающихся стран.
  • Китайский язык включен в систему национального образования более чем 40 стран
  • 21 тысяча медицинского персонала и 17 тысяч преподавателей направлены в развивающиеся страны
  • 439 тысяч иностранных специалистов работают в китайских организациях
  • 440 Институтов Конфуция создано в 120 регионах мира.

(Цифры двухгодичной давности, сейчас, наверняка, больше)

Этого вполне достаточно, чтобы понять, что ИК, похоже, становится главным мощным оружием Китая в стратегии «мягкой силы».

Институты Конфуция создаются на базе крупнейших и наиболее авторитетных вузов всех стран, заимствуя попутно, все новейшие технологии обучения. Ткните-ка пальчиком в любой знаменитый наш, тоже, точно найдете.

ИК не только проводит обучение языку и культуре в целевых странах, но и получает доступ к «мозгам», которые потом с помощью грантов и иных средств привлекаются на работу в Китай.

Но поговорим об Америке.

О масштабах «доставки» китайских ценностей через океан свидетельствует то, что самое большое количество: 97 Институтов Конфуция, и 384 Класса Конфуция сосредоточено в США. Китай готов, как пишет «Вестник международных организаций», на любые траты для распространения своей «мягкой силы» на территории главного геополитического конкурента.

Для Китая ИК в США, стране с одной из лучших систем высшего образования, — это мостик для переправки собственных студентов на обучение в передовые американские вузы и возвращения их, упакованных самыми новейшими знаниями, домой. Плюс опыт для улучшения собственной системы образования, не говоря уже об установлении отличных бизнес связей. Вспомним историю с Сингапуром. Там самой главной ставкой были образование и культура. Идея «просвещенного авторитаризма», термин, который некогда ввел в оборот Ли Куан Ю.

Известные российские китаеведы А. Ломанов и О.Борох полагают:

«Пока Америка несет в мир свои политические ценности, Китай делает ставку на культуру, вследствие чего их «мягкие силы» оказываются в разных интеллектуальных измерениях».

А вода – это мощь.

 «В целом мире нет ничего мягче и слабее воды, но вода лучше всего побеждает то, что прочно и твердо, ……то что слабое одолеет сильное, а мягкое – твердое, узнает весь мир».

Это и есть стратегия «мягкой силы».

Это тоже интересно ...

Как извиниться по–китайски?
Вы мама – дельфин, слониха или тигрица?
666 – как влияет число дьявола на успех сделки с китайцами?
Почему буксуют реформы в России?
comments powered by HyperComments

Поделиться ссылкой с друзьями в соцсетях:


Читайте похожие статьи: